2005 [2]

Главная » Статьи » Былина в Заозерье » 2005

Былина Июль
Из Дневника экспедиции: 9-15 августа 2004 года

Лес входит в жизнь человека навсегда, и его отсутствие, даже временное, воспринимается как большая потеря. Все больше хочется понять: почему лес занимает такое большое место в жизни людей? В чем его особенности, сила, привлекательность? Духовные ценности природы… Их ценят все больше и больше. Возможность укрыться от городского шума, остановиться, всмотреться в себя, стать самим собой влечет в лес.
В.В. Дежкин

П.: «Собираюсь рассказать вам о путешествии на наши «живые горы». Не один я так долго ждал встречи с Шемуром, а если точнее – нас всех обуревало желание перевалить через хребет и оказаться по ту сторону Черной горы. Как и все участники похода, я не в первый раз отправлялся на Шемур, а потому представлял расстояние, которое должен буду пройти. Меня это не пугало: я знал, что раз решил идти, то обратного пути нет - будет то, что будет.
Собираясь на маршрут, я, конечно, задавал себе вопрос: Зачем я иду? Стоит ли? И отвечал: иду, чтобы себя проверить, укрепить характер, надышаться лесным воздухом, отдохнуть. Поднявшись на Шемур, я опять не взял с него камень. Может быть, это значит, что я вернусь когда-нибудь сюда, хотя, покидая вершину, я сказал «живой горе»: прощай. Буду надеяться, что это «прощай» не последнее и что из-за людей Шемур не будет вынужден попрощаться с нами».
Точкой отсчета нашего путешествия можно считать понедельник и вторник, 9-10 августа. Я приехала во Всеволодо-Благодатское последним автобусом, рюкзак прибыл раньше. Нас всего было 8 (бесконечность): И.С., И.И., ВИП, П. Семенихин, Майеры Ритка и Юлька, Сашка и я. Первые две ночи – во Всеволодске, со своими приключениями, ночными прогулками под звездами, обследованием лесных тропинок, небольшим инцидентом с руководством лесхоза, который, к счастью, закончился благополучно.
«Когда я вышел из автобуса, чувство смелости и решимости захлестывало мою душу. Я забыл все: сколько километров надо было пройти и что за спиной огромный баул. Какое-то время спустя вся решимость просто исчезла, но отступать было некуда, поэтому я продолжал идти. У порога дома я забылся напрочь, вся моя городская жизнь растворилась в неизвестности. Закрыв ворота, я понял, что все не так уж плохо. У нас была отличная команда, баня уже топилась, в доме было тепло и чисто. Ну и вообще день выдался спокойным, тихим и прикольным. Уже засыпая, я посмотрел на карту, и расстояние от домика до хребта всю ночь не давало мне покоя» (И.И.)
«Мы заехали во Всеволодск, поели, насобирали шишек, затопили баню, мыться я пошел первым с Валентином, но в бане было так жарко, что Валентин сбежал, и я остался один. Ночью мы пошли гулять. Дошли до Сопки-горы, вернулись обратно. Я предложил дойти до сопки, которая находится в лесу метрах двухстах от огорода. Но, к сожалению, не заметив в темноте тропинки, мы пошли по другой, более заметной тропе и до задуманного места не дошли, что меня расстроило. На утро следующего дня, как только я проснулся, сразу побежал смотреть тропинку, по которой мы вчера должны были подняться на сопку. Она оказалось малозаметной, и при свете солнца я сначала ее не увидел, но, присмотревшись, я различил дорогу, по которой мы шли вчера и нужную тропинку. Весь оставшийся день мы гуляли по лесу. Вечером приехал Павел, и Евгений Медведев заезжал на мотоцикле с другом» (И.С.)
«Меня жестоко разбудили в 8 утра. Я быстро понял, что надо выходить на маршрут, и немного ужаснулся. Через секунду я вспомнил, что сегодня должен приехать еще один походник, и мы пока остаемся. Позже мы пошли искать сокращенный путь. Непреодолимый соблазн вдруг охватил меня. Но сократить нам ничего не удалось, и мы возвратились домой. Небольшое разочарование рассеялось после вида вареных шишек. Вторая попытка тоже ничего хорошего не принесла. Потом мы пошли на костер. Там снова нас постигла неудача, мы попали к лесникам, держа в руках пакет шишек. Эта ситуация не вызывала ничего, кроме смеха. Потом я понял, что все очень серьезно, и паника появилась внутри меня. Вечером было обсуждение этого вопроса. Был взбешен, возмущен, степень негодования выросла до предела. Я начал всячески нас отмазывать, порой сваливая вину на других. Баня, наверное, единственное место, где я действительно в тот день расслабился и отдохнул. На ночь была какая-то загадка про лед. Ну, а после я заснул» (И.И.)

11 августа началось с улыбки, затем улыбка сменилась болью и слезами: Сашка решила ехать домой, за ней подались девчонки. В принципе мне было все равно, уедут они или нет, а вот Сашка. Получается, что ей больше не нужны ни лес, ни горы, у нее появился Леша. Я всегда радовалась и гордилась в душе, что мы с Сашкой – друзья. Видимо, пришла пора отпускать ее на свободу, держать смысла не имеет, да и человек ничего толком не читал и не знает ни о чем. И, видимо, чего-то не понимает. Она уехала. Я сказала жестокие вообще-то слова: мы теперь просто родственники, но уже не друзья. Дорога делала свое дело: она звала с собой, растворяла в себе, утишала боль. Шемур звал, и постепенно я успокаивалась: любовь в ее возрасте важнее важного, зачем лишать возможности постигать мир через чувства, понимать себя. До Шегультана мы дошли за 6 часов, как обычно. На кордоне никого не было, Андрюха и В.Степаныч где-то бродили. Мы заняли вагончик. Понятно, нас осталось пятеро: мальчишки и я.
«Утром снова шишки. Затем начали собираться на маршрут, и тут выясняется, что трое не хотят идти. Что поделать – отправили на автобус и вперед. Найдя какую-то просеку, мы сократили около 5 км. Начало было неплохим. Дорогу описывать долго, но пару слов скажу и о ней. Она была долгой и непростой. Порой была легкой, порой очень тяжелой. Незаметно наматывались километры, мелькали известные своротки. Долго ли коротко мы добрались до места. Так уютно устроились и легли спать» (И.И.)
«Утром уехали девчонки. Что было очень печально, но, несмотря на это, мы вышли на достижение поставленной цели. За 6 часов мы дошли до Шегультана» (И.С.)
12 августа: Шегультан – Шемур – избушка на реке Банной. Режим передвижения нормальный. Идти – одно удовольствие. И.С. рвется вперед, и мне кажется, ему все равно, как идут остальные, хотя он и оглядывается, смотрит, намного ли мы отстали. На обратном уже пути у меня возникает мысль, что пока не научишься идти, подстраиваясь под «средне» идущего, мало что получится. Дорога за разговорами и рассуждениями о постмодернизме на спуске с Шемура показалось недолгой, но достаточно опасной: мокрый мох и валуны, несколько раз падали. Указателем к избушке служил шест с накрученным на него металлическим кольцом и протоптанная вправо тропинка. И все же сам домик с тропы видно не было, и И.С., пройдя по тропинке несколько метров, вернулся ни с чем. Решили двигаться дальше. Под ногами то хлюпало – ручейки, то скользило – валуны, то возникали такие преграды, что их можно было обойти, только углубившись в лес. За исключением И.С., все были вымотаны, хотя и держались сначала неплохо. Был момент, когда И.И. начал вслух выражать недовольство. Наверное, я была слишком резка, но он все-таки взял себя в руки. Мы оставили троих парней дожидаться на поваленных деревьях, а сами решили двигаться вперед еще минут 30. И.С. все время хотел пройти еще и еще чуть-чуть. Выбрали конечной точкой светящийся ствол березки. Он белел как раз на середине тропы, далее она, по-видимому, делала поворот. Слева мы слышали шум Банной. Мне тоже хотелось увидеть цвет ее воды, но позади нас оставались трое уставших человек. Мы повернули обратно. Как выяснилось потом, тропа делала развилку: левая дорога уходит к Банной, на берегу которой также стоит избушка, правая приводит на Тальтию, а дальше – Тарыньер и Хоза-Тумп. Бог даст, когда-нибудь…
Избушку мы нашли на той самой тропинке, по которой сначала пошел Игорь Сергеевич. Она просто затерялась в листве леса, поэтому сразу он ее не заметил. Небольшая, уютная, так хотелось пожить там подольше, побродить по округе, вслушиваться в тишину ночи, а утром быть разбуженной стуком дятла по крыше дома. Живительная энергия леса. Что-то доброе происходит в душе, думаю, не только моей. Фотографируемся, прибираем избушку, готовим на ужин грибницу. Радуемся, что дошли до намеченной цели.
«Нам предстоял самый красивый переход. Потому что надо было переваливать через Шемур. На плечах огромный рюкзак сильно давил на плечи, и казалось порой, что я не смогу дойти. Через час мы были у вагончика, и половина пути была за спиной. Вот мы уже находились у своротки. Тут начались проблемы: через каждую ветку надо было перелезать. С моим рюкзаком это было сделать очень тяжело. Затем мы увидели следы «зайца», большого и косматого. Быстро пролетели в голове все случаи их нападения, этот ужасный рев на Диком. Честно, дальше я шел с неохотой. Дойдя до остатков избушки, я еще больше испугался. Теперь, если мы не найдем Банную, придется ночевать на улице, рядом с косматыми.. Поднявшись на плато, я посмотрел вокруг и все… Я потерялся от увиденного. Сказать, что я был восхищен, это ничего не сказать. Дальше была неизвестность, с каждым метром спуска мы опускались в нее все дальше и дальше. Тут появилась первая зацепка за то, что мы на правильном пути – тропинка, но вдруг сказали, что идем дальше. Все, я не знал, что делать. Рюкзак измотал меня полностью, сил было на два шага, снова в голове появились эти тупые мысли. Затем мы нашли избушку, счастье мое не знало границ, стало легко и свободно, я чувствовал, что лечу. Эту ночь я спал как убитый» (И.И.)
«Мы пошли на Шемур искать Банную. Дошли до Шемура быстро, спустились с него по предполагаемо нужной дороге, наткнулись на похожее место, о котором нам говорил Владимир Алексеевич, нашли тропинку. Но мне показалось, что это не то, и мы двинулись дальше по дороге. Ничего другого не найдя, мы вернулись к той тропинке, и оказалось, что избушка там. Мне было очень не по себе. Ведь из-за моего недоверия той тропинке, уходящей в глубь леса, мы могли остаться без крыши над головой» (И.С.)
13 августа:
И.И. и И.С. взяли на себя мою ношу. Особенно досталось Игорю Игоревичу: рюкзак, что называется, весил! Подъем был крут, хотя и быстр. Шли всего 50 минут. С рюкзаком мне было бы просто не подняться. Ребята научились ждать последнего и оглядываться, проверяя, насколько он отстал. Я им благодарна за это, потому что идти последней вообще не люблю.
А еще я благодарна дороге и Шемуру. Это не правда, что природа равнодушна к нам. Мы все находимся в едином энергетическом пространстве и, если попросить, неведомые силы наполняют тебя с избытком. Восторг и благодарность, ощущение, что тебе ответили любовью на любовь – это потрясающее переживание. Шемур уже не в первый раз дарит мне это чудо со-бытия. Может, Хозяйка Медной горы выходит навстречу. И конечно, святые угодники, Матерь Божья. И - мир прекрасен и совершенен. Спасибо.
Потом были ветра Шемура и его богатые дары. На этот раз ОН потчевал меня малиной. Сейчас я уже не помню, о чем думала. Наверное, я просто была счастлива, и не хотелось уходить.
Кстати, все это время, что мы находились на Шемуре и в его пределах, погода нам благоприятствовала, а значит, природа благословляла.
Ночь на Шегультане – какое-то сумасшествие, благодаря ВИПу: мультяшки, рэп (почему я его слышу только в пути, а дома слышать не могу до головной боли?), смех почти истерический как выход усталости. И снова это удивительное состояния растворенности в окружающем мире. Только бы, как говорит Чеурин, не прельститься.
«Слава Богу, не было дождя. Суетливое начало, быстрый подъем. И вот, наконец, моя давняя мечта осуществилась – я стоял на вершине Шемура. Дальше спуск и снова дорога. Вечером я начал засыпать, но тут начался какой-то хаос, я думал встать и сказать даже не пару ласковых, но всякий раз в последний момент меня что-то останавливало. Утром я, естественно, не выспался» (И.И.)
«Мы поднялись на вершину Шемура, поели ягод, которыми Шемур богат, и пошли обратно на Шегультан. Дошли быстро и легко» (И.С.)
14 августа:
Дорога домой всегда кажется быстрой. Темп был хорошим, особо не выматывал, тем более что на каком-то отрезке пути ВИП развлекал меня компьютерной темой. Долетели за 4,5 часа. Больше всех, наверное, вымотался И.С., он-то и держал темп. В таких случаях первому всегда сложнее. У него даже возникло желание отправиться в город вслед за Валентином, но потом что-то повлияло на перемену настроения. Не знаю, что с ними будет дальше, но их сегодняшнее умение сконцентрироваться на каком-либо конкретном деле, не ждать ЦУ от меня, во время проявить инициативу - вызывает уважение.
Отбой был далеко за полночь. «Страшные истории», к которым не равнодушен И.И., вывели на разговор о страшном в жизни. А с П. Семенихиным приятно было беседовать как с человеком начитанным и рассуждающим. Вообще он совсем с другой стороны открылся: сильный, настойчивый и без ложной амбициозности. Ему пришлось очень нелегко.
«Снова быстрый завтрак. И дорога по старой системе. Быстрый темп. Он быстро изнурял. За километр от дома – плечи сорваны напрочь, ноги стерты, пальцы замерзли, сил нет. В самом конце у порога дома: Черт, я сделал это!!!» (И.И.)
«Мы двинулись со спокойной душой во Всеволодск, с чувством удовлетворения от достижения поставленной цели. Дойдя до Всеволодска, от нас сразу же уехал Валя, ему надобно было срочно домой» (И.С.)
15 августа:
Уезжали в 17.00. А так, Боже мой, не хотелось. Что мне дает лес? Почему не успев вернуться домой, я начинаю мечтать о новой дороге? Единственное место, где я могла бы работать с полной отдачей и пониманием того, что делаю – это заповедник. Именно там согласно сочетались и не противоречили одна другой три главные линии моей жизни: природа, педагогика, журналистика. Все мои детские мечты и желания.
Маршрут: Всеволодск – Шегультан – Шемур – Банная – Шемур – Шегультан – Всеволодск завершен. Сейчас кажется, что когда-то мне все это снилось. И эта строчка, набранная на компьютере. Все хорошо, что хорошо кончается.

Эссе по впечатлениям об экспедиции писали
Павел Семенихин, Игорь Никонов,
Игорь Кондратьев, Елена Карпушева

Молитва Духа
Господи, Владыка и Учитель!
Храни покой души и сердца
Молитва духа моего чиста
И помыслы мои бесстрашны
Доверчиво стучусь к Тебе
Надежду шлю в потоки Любви
Цветы Земли прошу сохранить
Матушку - природу оживить
Господи, Владыка и Учитель!
Наш Мир наполни светом
Пусть музыка Небес звучит в душе
Мне дорога песчинка под ногой
И веточку храню как Дар
Господь, Владыка и Учитель!
Открой врата свои
Любовью созданы Миры
Помоги услышать песню истины
С любовью строим Храм Твой навеки
Храм живого сердца.

Заветы Майтрейи
Сердце вознесем в Твою обитель
Благослови детей Твоих
Владыка, дай силу моему сердцу
И мощь моей руке, ибо я ученик Твой!
В руках Твоих я пойму вечную правду Сущего
В голосе Твоем услышу созвучие мира
Владыка, я отдаю Тебе мое сердце
Прими его во спасение Мира
Прикоснись, Господи, к нам
Чтобы нам узреть врата Твои.