Категории каталога

2005 [2]
2006 [1]
2007 [3]

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Кинь монету
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 26

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Былина в Заозерье » 2005

Былина август 2005
Альтернативный отдых на Северном Урале
(дневник эколого-этнографической экспедиции «Былина» 8-21 августа 2005)
21.08. В последний день «былинцы» проснулись еще до восхода солнца. А ведь постоянно вставали поздно - то в 9 утра, а то и в 11, особенно в лесу.
Накануне весь день шел дождь: лил - моросил. Погода, которая благоприятствовала нам всю экспедицию, явно проливала слезы, словно прощаясь с уезжавшими домой Олегом и Мариной. Они первыми вышли за ворота встречать рассвет нового дня. Марина так давно мечтала об этом. С самого приезда во Всеволодск. Мечты сбываются…

8.08. День первый. Еще утром, когда мы готовились к встрече гостей из Екатеринбурга, пришла мысль: приедут они не раньше восьми вечера. Однако первая неожиданность случилась с приходом трехчасового автобуса. В воротах стояли четверо: Паша Семенихин, Лена Логинова и еще двое - женщина и юноша. Привел всех Паша, он знал, где стоит наш дом. Познакомились. Оказалось, что Дима и Раиса Ивановна приехали на несколько дней: он – помогать этнографам, она – отдохнуть. За чаем слушаем рассказы Павла о тренинговом лагере на Чусовой, потом Игорь всех уводит за шишками, а мы с Раисой Ивановной идем осматривать хозяйство. Виктор Васильевич и все ребята действительно приехали в восемь вечера. Потом, на прощальной свечке, ребята вспоминали свое появление в селе: предполагали они, что будут жить где-то в лесу, в палатках, а здесь, у дома, просто высадят Олега Александровича. Марина вообще думала, что они будут переходить от села к селу, а машина за ними возить рюкзаки. Еще их удивило количество взрослых - ведь когда к дому подъехала машина, ребят с нами не было.
Так и началась новая жизнь на целых четырнадцать дней. Нас было двенадцать вместе с Рокки, таксой-полукровкой.

9.08. Пробуждение было необычным и чудесным. Настя пела под гитару «Как прекрасен этот мир».
Больше всего запомнилось из второго дня путешествие на озеро Дикое и само озеро. «Дикое оно и есть Дикое, - говорит Игорь. Он работал в экспедиции проводником. – К нему нет дороги, лишь тропа. В отличие от Нижнего. Там дороги накатаны, следы человеческого пребывания везде. А у Дикого берега болотистые, и само оно глухое. Страшновато. Удивило его дно. Палка уходила на всю длину и даже глубже, а она была в человеческий рост, не меньше. Нет в Диком и рыбы».
От Дикого к Нижнему сделали красивую «змейку», не повторяясь в дорогах. Ели землянику и шишки, сброшенные кедровками. На Нижнем озере кропотливо трудились археологи. «Я бы так не смог, - сказал Олег. – Я люблю двигаться, а не копаться». Олегу – 14 лет, но он не по годам крупный и рассудительный. В наших краях он уже второй раз: приезжал зимой со Слепухиным. Открытие этого лета – на Нижнем можно купаться. Смельчаки нашлись как раз среди археологов.
Для горожан это было первое путешествие. Надо было пройти всего-то шесть километров, но почти всем они показались очень долгими: все шли, шли и шли. У многих потом болели ноги. Лена Логинова, спортсменка СУБРа, ей 21, позже делилась размышлениями: «Когда я в городе, я всегда испытываю несоответствие между духовным и телесным. А тут достаточно было одного дня, чтобы все встало на свои места. Душа получила то, что хотела. По озерам я ходила как автомат, а в итоге – как все классно. Я просто внутренне растворилась в природе, растаяла. Постоянно хотелось улыбаться. Природу описывают все и всегда, но индивидуально именно то, что рождается в душе от общения с ней. Еще хочу сказать про село. Ехала, думала, ну что там может быть интересного. Так - деревня. А здесь так тихо, мирно, дружелюбно. Понравился мне Всеволодск».
Вечером Дима затеял игры. Из тех, что называются традиционными и о которых редко вспоминают даже на масленицу. Вечер завершился разговорами о душе, смысле жизни. Виктор Васильевич сказал, что целью является то, чему ты посвящаешь свою жизнь, к чему привлекаешь других. Говорили о вере, о православии, о том, что ни к чему в разные стороны себя растрачивать. Все эти темы были навеяны общением с природой.
Закончился день свечкой, песнями и чаем.

10.08. Утром в ожидании завтрака все вместе пели песни под гитару. Настя успевала и нам аккомпанировать, и завтрак по системе Шаталовой готовить. Днем - дорога на Шегультан Половинный через родничок Таежный и озеро Светлое. Дошли легко и быстро. Марина даже искупалась в озере, хотя купальный сезон уже закончился. А в Шегультан нырнула вся мужская половина нашей экспедиции, оставив нас наедине с костром. После обеда все разморились на солнце, не мешали даже комары и мошки, чтобы часа полтора поспать- подремать.
Кстати, в этот день нас покинуло два человека: Лена и Олег А. У них оказались дела в городе. Расставаться с ними было жаль.

11.08.-12.08. Мы назвали эти дни Настиными. Она не могла отправиться с нами в путешествие на Банную, а знаниями не поделиться не могла. Поэтому было решено в эти дни особо никуда не ходить, а заниматься в доме. Первый день, правда, ознаменовался экскурсией по селу и подъемом на Сопку-гору. Отзывы были самые положительные: благодатная земля Всеволодо-Благодатского с богатой и непростой историей всегда производит впечатление.
В этот день ребята узнали, что такое этнокультура. Ведь и название у экспедиции – этно-экологическая. Интересно рассказывала Настя об истоках народа и его творчества. Сама Настя, или Морозова Анастасия Владимировна, студентка второго курса Омского государственного института сервиса. Имеет специальность конструктор и модельер одежды. В «Былине» с 2003 года. Ученица Нестеровых, участница ансамбля казачьей песни «Багрянье». Можно сказать, девушке в жизни повезло: она семь лет училась в экспериментальной Школе народной культуры Владимира Николаевича Теплова. Впоследствии педагог-новатор уехал в Алатырь и стал батюшкой в местном храме. Сама его личность и система обучения оставила неизгладимый след в жизни и душе Насти. Как она вспоминает, их школа жила как одна дружная семья. Каждую неделю – походы, причем у каждого класса для этого был свой день. Именно на походы выносились такие предметы, как экология, география, физкультура, рисование. Классы были небольшие – 11-18 человек. Принимали детей в школу на конкурсной основе. Для этого всех желающих и их родителей собирали в фольклорную экспедицию, заезжали в какое-либо село, деревню, размещались в местной школе. Настя помнит, как они ездили в такую экспедицию в Раскатиху, ходили по бабушкам, лепили игрушки, играли в народные игры. Педагоги смотрели, вписывается ли ребенок в эту среду, и если все это ему не чуждо, то в школу принимали. Сам директор школы занимался резьбой по дереву, и учительская была оформлена в народном стиле. Висел там и домотканый ковер. Все – и ученики, и учителя – были вместе, жили одной жизнью, одними интересами. В школе не было замков, и не было воровства. Все основывалось на доверии и человеческих отношениях. Никто никого не оскорблял. В народных праздниках, в масленице, например, участвовал весь коллектив. «Благодатная была школа, - говорит Анастасия. – Жаль, что ничего теперь от нее не осталась. С приходом нового директора она стала самой обыкновенной».
Настя учила нас делать куклы из тряпок без ножниц и иголок. Кукол было несколько. Первая – «замотка», «закрутка», «завертыш», «пеленашка» - так ее называли в народе, и учила обычно искусству ее изготовления трехлетних малышей бабушка. В детях воспитывались аккуратность и терпение, развивалась мелкая моторика, творческий взгляд на мир, к тому же кукла в народной традиции играла роль оберега, ее и дарили друг другу как оберег.
Сначала изготавливается тельце из лоскутков белового или розового цвета. Нитка, которой оно скручивалась, символизировала судьбу человека, поэтому не обрывалась, пока кукла не была полностью сделана. Намотанная на тельце нитка приобретала форму буквы «Ж», которая являлась знаком жизни и обладала, по народным представлениям, магическими свойствами. Тельце куклы заворачивалось в простынку и одеяльце, сделанные из лоскутков разного цвета. Точно так же, как при пеленании младенцев.
Вторая кукла называлась «малышок-голышок». Его делали дети постарше, потому что и работа была сложнее. А на наших глазах из куска твердой ткани рождалось маленькое чудо – человечек, которого потом одевали в рубашку, юбку и повязывали платок на голову.
В заключении Настя показала нам, как девушки изготавливали женский оберег – вепсскую куклу из пяти разных квадратов ткани. При чем из красной ткани обязательно изготавливались руки. Оберег дарили на счастье, женское здоровье, благополучие…
Усложнение кукол, как объяснила рукодельница, шло по мере роста и развития ребенка: от простого к сложному. Девочки, вырастая, шили куклы и готовили себя исподволь к будущей семейной жизни. У девочек посвящение в каждый следующий этап жизни происходило именно через рукоделие.
К пяти годам они учились работать с веретеном, начинали готовить себе приданое, плели пояса, шили, вышивали. А на свадьбе, уже будучи невестой, раздаривала сплетенные ей в течение многих лет пояски и шнурочки, и чем больше таких подарков было, тем лучше.
С семи лет девочка начинала работать: ходила в няньки, зарабатывала трудовую копеечку и складывала в свой сундучок. На заработанное ею в течение всего девичества «состояние» никто не имел права посягнуть: ни родители, ни старшие дети, ни, позже, муж. Отношение к женщине с детства было благоговейным. При разводе, если таковой все-таки случался, что было крайне редко, женщина имела право все свое забрать с собой.
Если девушка росла не хозяйственной, она не пользовалась успехом среди парней и замуж могла и не выйти. Все это прекрасно описано в русских народных сказках, таких, как «Морозко».
Парни тоже проходили школу взросления. Через игру. Для них было естественным вырастать положительными людьми. Старшие учили младших, а младшие наделялись правом голоса, особенно в казачьем кругу. С ребенком не сюсюкались, в нем видели изначально человека. Жалость считалось чувством нехорошим, и слабых не жалели.
Быт разрушает отношения, поэтому главным было научиться вести быт. На одних чувствах далеко было не уехать.
Как известно, идеалы общества отражаются в его творчестве, в первую очередь, песенном. Положительные образы когда-то воспринимались как стремление вверх. Песня не позволяла людям нравственно деградировать.
Рассказывая о прошлом, Настя подчеркивала, что его нужно изучать. Не просто слепо переносить в современную жизнь – будешь выглядеть нелепо – а, посмотрев, как было все мудро устроено, создать свое, соответствующее времени. «Необходимо сначала напитаться, чтобы создать свое. А напитаться можно через подражание, - говорит Настя. - Культура народа связана с традициями прошлого, знать их необходимо, без этого нет дальнейшего роста. Сейчас уже понятно, что американские принципы нам не подходят, не получается у нас жить по ним, мы перестали слышать себя. Надо сначала себя услышать, свою душу понять. Важно повернуться лицом к солнцу».
На следующий день Анастасия учила нас плести пояса, которые в старину защищали человека от нечистой силы, показывала, как плести половички. Для этого сама изготовила деревянный крючок. Для меня, как и для других, все это было необычно, удивительно. К тому же девушка во время занятия рукоделием пела и подарила мне две народных протяжных песни. У нее очень приятный голос и прекрасные темные глаза. К слову, она совершенно не пользуется косметикой. Все в ней естественно, просто и жизненно, по-настоящему, без вымороченности. Дополнял ее облик народный костюм: сарафан, вышитая ею же самой рубашка, разноцветные атласные ленты в косе… В.В. тоже одел рубаху и сразу преобразился. Посмотришь – глава большого семейства.
Пояски мы дарили друг другу…
13.08. Этот день ознаменовался выходом на Шемур. Утром – расставанье с уже ставшими близкими по духу Настей и Димой, Раисой Ивановной. Они замечательные люди, очень жаль было прощаться. Но расставались с надеждой на новую встречу. В путь нас отправилось шестеро: В.В., Марина, Павел, Олег, Игорь и я. Ребята выходили с сомнением – сможем ли пройти такое расстояние (около 30 км) – от Всволодска до Косьвинской избушки - за один день да еще с тяжелыми рюкзаками. Однако, на удивление, все шли легко. Разве что Марине было тяжело, как она впоследствии признавалась, но и это не было заметным. На маршруте отдыхали раза три. Добрались до кордона часов за восемь (обычное время в пути). Инспектора встретили поначалу не очень дружелюбно, устроив допрос. Но потом, видимо, сменили гнев на милость. В.В. и мальчишки купались в Шегультане и дивились его теплой воде. Она оказалась гораздо теплее, чем на Половинке. Отдохнув не более получаса и записав свои фамилии в журнал прибытия, мы отправились на Косьвинскую избу. Мужчины перешли по мосту, а мы с Мариной переправились вброд через старицу.
Постоянно идти в гору вообще нелегко. Впереди – Игорь, за ним – Павел. Смотрю, Игорь идет в обратную сторону, что-то говорит Паше. «Я видел медвежонка! Сначала подумал, что большая собака дорогу переходит. Думаю, откуда она здесь. Потом понял, что это медведь, только маленький. Увидел меня, сделал в мою сторону два шага и остановился, смотрит и не уходит. Я сначала подумал, что надо бояться – ведь все-таки медведь - но бояться не получалось. Стоим, смотрим друг на друга. Я обернулся посмотреть, видят ли его остальные. Но Пашка, который шел за мной, уткнулся своей кепкой в землю и не видел вокруг ничего. Когда я вновь взглянул на медвежонка, тот уже нехотя брел в лес…», - приблизительно так рассказывал нам Игорь, боясь, что мы ему не поверим.
На этом переходе мы вымотались, и если бы не подарок Шемура (а мы находились в его предгорье), нам бы пришлось еще труднее. Россыпи черники – упасть и обо всем забыть, что мы и сделали. Полакомившись, уже бодрее пошли дальше. Правда, была одна застрявшая мысль: «Как мы проведем ночь без воды, что будем есть и пить?» Потому что понятия не имели, где находится родничок. Как пришли, сразу отправились его искать и удачно: еще один родник пополнил наш список родников, которые мы разыскиваем во время наших походов и экспедиций, включившись два года назад в областную программу «Родники».
Еще порадовал дебют Марины в приготовлении каши по системе Г.Шаталовой (к слову, по ней мы и питались все две недели).

14.08. Нас ожидал переход на перевал Северный. Если учесть, что ни я, ни Игорь дороги не знали, так как летом по ней не ходили. А от чума чеуринцев, что стоит у Южного перевала, до плата Северного пути мы тем более не ведали, то я была в предвкушении новых впечатлений и открытий.
До чума шли по живописной, достаточно пересеченной местности. Отдохнув и перекусив в стане наших единомышленников (они все были на маршруте), мы отправились дальше. Как я и предполагала, дорога вывела нас к перекрестку путей возле родника «Слезы Шемура», что недалеко от базы геологов. Затем - подъем на Северный, угощение Шемура на полянах с черникой, от которого мы не в силах были отказаться. И – радостные приветственные возгласы на плато: первым поднялся Павел, а на встречу ему бросилась девушка. Не успели мы подняться, как нас окружили чеуринцы. Вся их команда только что пришла с Банной. Было принято решение о совместном праздничном ужине. Тем более что поводов для праздника нашлось как минимум пять: наша встреча, День строителя (а В.В. – строитель), рождение сына у М.А., о чем он узнал по мобильнику прямо на Шемуре, наличие связи с миром и в таких глухих местах, а главное – мы дошли до Шемура.
Вечером Черная гора (русское название Шемура) решила нас немного попугать: нагнала черных туч, в которых вспыхивали молнии, потом брызнул небольшой дождик, дул порывистый ветер – словом, страсти. Мужчины перенесли костер поближе к березовому лесочку, мы сели в круг, пили чай, ели рис с рыбными консервами и угощались самодельным тортом, знакомились друг с другом. А когда в кромешной тьме я шла в палатку, над головой мерцали шемурские звезды…

15.08. Проснулись под дружное, но не совсем мелодичное пение чеуринцев. Они стояли у входа в палатку и почти скандировали «От улыбки солнечной одной перестанет плакать самый грустный дождик». Правда, никакого дождя не было, лишь ветер играл листвой низкорослых берез. Небо Шемура было ясным, приятная утренняя свежесть бодрила. А родник «У Хозяйки Медной горы», который Г.С. Чеурин с соратниками оборудовал в пять зеркал, и напоил, и освежил. После ненавязчивого завтрака мы попрощались с ребятами. Спели ставшую любимой «Походную» песню, обнялись, сфотографировались на память и разошлись в разные стороны. Они – до стана. Мы – вверх, к вершине, а дальше траверс по шемурскому каменному городу. Денис отправился с нами…
Год назад мы мечтали сделать этот траверс. Вот и дала судьба - исполнилось желание. Ни с чем не сравнимое ощущение полета, когда стоишь на вершине камня, руки - как крылья, и ветер готов подхватить тебя и унести за тридевять земель. Ты буквально паришь над простертыми под ногами лиловыми далями. Сердце замирает от красоты, благоговения и страха.
Ближе к вечеру отправились на Банную. Таково было решение группы.
За год здесь все так изменилось: до тропинки, ведущей к избушке, мы не дошли, потому что ее закрывала упавшая ель. Пробирались по лесу, напрямик, благо, что Игорь знал, куда идти. Банная подарила нам костер, звездное небо и душевный разговор.

16.08. Этого подъема все ожидали с опаской. Заход на Северный Шемур с Банной достаточно крутой, выматывающий. Однако, к всеобщему удивлению (мы, конечно же, обменялись впечатлениями, как только устроились на плато), идти было несложно. Передохнули, сожгли оставшийся мусор, поблагодарили Черную гору за гостеприимство, пожелали ей пребывать в здравии, находиться в неприкосновенности и дальше, ждать нас к себе. Слезы на глазах у меня. И Шемур, дав нам спуститься вниз, тоже поплакал дождичком, провожая нашу команду. Но это скорей обрадовало, потому что привнесло некую долю разнообразия и дало возможность обновить накидки от дождя. Они оказались цветными, и вся наша группа стала похожа на инопланетян.
Спустя несколько часов мы были уже на Шегультане. Как же мы обрадовались, когда там никого из заповедника не оказалось. Ура! – возликовали мы, установили палатку, приготовили ужин и дотемна сидели у костра. И снова светили нам звезды, и опять не хотелось идти спать. Мы сидели в кругу, обменивались впечатлениями о маршруте и смотрели на небо. Вдоволь напитавшись энергией космоса, мы отправились спать под колыбельную песнь Шегультана.

17.08. Нас ждал путь домой, во Всеволодск. Павел собрался уезжать и очень торопился. Но больше никто особо не спешил. Хотя и шли легко, временами вообще летели. В дороге были свои маленькие радости: подарок от кедровки, которая сбросила нам под ноги абсолютно целые крупные шишки. Восемь штук.
Дома натопили баню. Устроили «праздник желудка», попотчевав себя вареной картошкой с маслом и луком. Какая это, оказывается, вкуснятина!

18.08. – 19.08. Сначала мы приняли предложение В.В. поехать в Ивдель и пещеры за шутку, но оно стало явью. Мы получили еще одну порцию новых впечатлений, действительно, объехав все Заозерье. Помехой нам не стал даже ливень. Он застал нас в пути, но когда мы выходили из машины, уже жарило солнце. Музей Ивделя, чистота городских улиц, река Ивдель, скалы по ее берегам – все запечатлелось в памяти и на фотоаппарате.
Пещера Тренькинская встретила нас грудой мусора и покалеченным аншлагом, сообщавшим, что мы находимся на территории государственного памятника природы. Почему-то настроение у команды было минорным. Каждый думал о своем. Ребята немного попели у костра, видимо, в машине вдоволь напелись. Ночевали у Тренькинской. А утром пошли пешком в Чертово городище. Но, увы, дорогу я не нашла. Забыла напрочь. Пришлось вернуться.
А у Тренькинской произошла знаменательная встреча. Наверняка, так рождаются легенды. На велосипедах подъехали мужчина в возрасте, явно с чертами лица нерусского происхождения, и мальчик. Мужчина сказал, что может показать, где находится Чертово городище, если мы поторопимся. Но сначала мы решили убрать мусор, часть сжечь, а часть захоронить, для чего В.В. выкопал небольшой могильник. Прибрали место стоянки, погрузились в машину и поехали догонять «духов пещер», как мы ласково окрестили мальчишку и его деда. Догнав их, мы получили направление поиска, который сначала не увенчался успехом. Мы встретили их еще раз, и они снова указали нам путь. Вот тогда-то и начались открытия. Сколько я здесь бывала - с 1997 года, наверное - но этой красоты еще не видела. И пещеру мы потом тоже нашли. Все остались довольны двухдневным путешествием.

20.08. Генеральная уборка в домике. Такова неписаная традиция нашего дома: каждый, кто гостил, убирает за собой и для других. Баня. Прощальная свечка. Как хорошо, что все состоялось. И даже больше того. Марина в восторге от системы питания по Шаталовой. Олег был от нее по началу почти в шоке, но потом и ему понравилось начинать каждый прием пищи с чая, потом - овощи, каши, овощные супы. Словом, мы оздоровились не на шутку. «И что теперь я попрошу на обед дома – салат из овощей или макароны с соусом?» – шутил Олег.
А под конец мы сказали друг другу «спасибо» и в первую очередь Виктору Васильевичу, доброму волшебнику, за «Былину» в Заозерье. Мы все хотели бы сюда еще вернуться…






Категория: 2005 | Добавил: zaozerie (15.10.2007) | Автор: Aleksandra
Просмотров: 1505 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: