2005 [2]

Главная » Статьи » Былина в Заозерье » 2007

Сплав по р. Чусовой 2007
Дневник экспедиции «Чусовая - 2007» отряда «Зеленый дозор»:
04.07.07. (день второй), потому что в первый день мы выехали из Североуральска.
Утром в 6.17. мы прибыли в Екатеринбург и ждали автобус, который пришел в 9.30, чтобы добраться до села Чусового. На вокзале мы встретили Дениса Сергеевича, а позже - остальных членов экспедиции. Путь до села был достаточно долгий. И…вот мы в селе. Нас встретили чаем, после чаепития все дружной командой пошли купаться. Настя чуть не утонула! Видимо, от счастья. Искупавшись, мы плотно пообедали и отправились на экскурсию по селу под чутким руководство одной из хозяюшек дома-базы Любови Борисовны Семеновой. Село Чусовое мне очень напомнило наш любимый Всеволодск, и даже история сельской церкви похожа на историю церкви всеволодской. Мы поднялись на сопку, где на самой вершине построена маленькая часовенка, очень красивая. Но, к счастью, началась гроза. К счастью - потому что для спасения от дождя мы зашли к очень интересному человеку – Пии (Евлампии) Ивановне, в ее большой и уютный дом, совсем не похожий на те, что строились у нас, на Северном Урале. Она рассказала нам много интересного и исполнила народную песню. Дождь кончился, и мы продолжили экскурсию. Свернув у местной почты, мы были восхищены необычайно красивым видом, который открылся нашему взору. А по дороге домой мы встретили лошадей – такие красавицы! Во второй половине дня приехал дорогой Виктор Васильевич. А вечером нас ждал костер в кругу. Мы пели песни, знакомились друг с другом, а над лесом плыл туман, было таинственно и красиво. Потом оказалось, что в кругу есть именинник, это наш инструктор из Екатеринбурга Никита. Его поздравили, попили чая с тортом. Еще попели песни. День закончился. (Катя)

05.07.07. (день третий)
Подъем был в 07.55. После - зарядка. Завтрак очень вкусный. Потом наша команда поделилась на две группы: одни строили байдарки, другие делали кукол. Оказалось, что строить байдарки очень легко, главное войти в процесс и понять суть дела. После сбора плавсредств - выход на воду: учимся плавать на байдарках и грести веслами. Я и сама попробовала, было очень здорово. Я каталась на трехместной байдарке. В ней нам объясняли команды: греби, навались, табань, суши весла, на воду. Команда «на воду» означает, что если мель, то надо выпрыгивать и нести байдарку, а если не прыгнешь, то придется ее заклеивать. После обеда - путешествие на Мосин Камень. Я взобралась на скалу, и… передо мной открылись необычайно красивые просторы. Были видны лес, луга, речка, село, другие скалы. День завершился подведением итогов возле костра. (Катя)
День был очень насыщен: и событиями, и эмоциями. Дважды в этот день я сражалась со страхами. Первая победа – над страхом перед водой. Спасибо Игорю Сергеевичу. Помог мне справиться с паникой. Да, главное глубоко и медленно дышать и молиться. Очень помогает. На байдарке плавать интересно. Надо только перестать бояться, быть уверенней и представить себе, что ты путешественник – ушкуйник. Вторая победа – на Мосином Камне. Преодоление страха высоты. Ширь небес и простор полей и лесов. Мосин Камень – памятник природы областного значения. Одно из красивейших мест на Урале. А третье значительное событие – рассказ ребят из Уфа-Шигири о своем селе и песня на татарском языке о любви к родному краю. (КЕТ)
Замечательный день! Мы научились собирать байдарки. Оказалось, совсем не сложно! А потом мы их испробовали на воде. Я плыла вместе с Димой и Яшей. Очень понравились посиделки у костра. И здорово было спать в палатке. (Саша)

06.07.07. (день четвертый)
Сегодня у нас был насыщенный день. Самый главный момент – мы праздновали Ивана-Купалу. Купало – это древнее мифическое божество. В этот день девушки плели венки, а парни делали кораблики. Наши девочки наплели много разных венков. Если честно, тоя плела его впервые. Весь вечер мы пели песни и играли. Все было очень здорово и весело. Особенно прикольно было прыгать через костер: прыгали по двое, трое, четверо. Виктор Васильевич рассказал нам много интересного об этом празднике. Например, я узнала, что парень с девушкой, прыгая через костер, очищались. Также мы играли в разные игры, например «Селезень и уточка», «Хрен», «Саша и Маша», «Ворота». И что-то наподобие «Мигалок». Некоторые из них мы узнали впервые. Еще мы ходили на Швивую горку – убирать мусор, оставленный сельчанами прямо в часовенке. (Оля и Настя)
Этот день был посвящен празднику Ивана-Купалы. День начался как обычно. Утром мы начали готовить транспорт к сплаву. После обеда Виктор Васильевич рассказал о празднике Ивана-Купалы, было очень интересно. Потом все девчонки пошли плести венки из цветов. И вот мы начали праздновать праздник, играть в игры «Хрен», «Селезень и уточка», «Саша и Маша». После игр мы пошли на вечерний костер. Мы прыгали через костер, поиграли в «Ворота», «Мигалки». Больше всего всем понравилось прыгать через костер. (Катя)

07.07.07. (день пятый)
Этот день мне запомнился. Утром, как всегда, зарядка и пробежка, что очень пробуждает. После завтрака и 20 минут законного отдыха самая тяжелая и увлекательная часть дня – подготовка к сплаву. Не смотря на интерес, катамараны собирали четыре человека, а под конец мы вязали их вдвоем. В 6 часов вечера была жаркая баня. Еще мне понравилась беседа о ругательствах и курении. Но после убедительного разговора некоторые собрались курить. (Яша)
Хороший день! Мы с Катей проснулись пораньше, выспались. Очень понравилась утренняя пробежка, но купаться я не стала, итак хорошо. Я так увлеклась собиранием байдарок, вошла во вкус прямо, и у меня хорошо получается. А потом начался дождь, такой сильный, что нас, дозорных, так и звало побегать под ним как во Всеволодске. А в 6 часов началась классная баня!!! Мы с Олей так напарились, что возвращались на автопилоте. Немного жалко, что не было посиделок у костра и разговора с Виктором Васильевичем о русской одежде. А сейчас уже отбой. (Саша)
Утро было клевое потому что, когда мы вышли делать зарядку, мы увидели, как над прудом висел густой туман. Было очень красиво, но потом он рассеялся. Сегодня целый день была подготовка к сплаву. Я и Саша доделывали байдарку, но ливанул дождь, сначала мы его не испугались, а он ливанул еще сильнее. Я и Никита пошли под гараж, а Ирина Юрьевна думала, что она одна додумалась пойти под гараж, а мы ее обломали. Дождик чуть стал меньше, Игорь вышел, думая, что он закончился, а дождик его обломал, но потом он все-таки закончился. Вечером у нас была баня, очень понравилось. Позже мы заметили, что к нам прилетела ласточка и соловей. (Катя)

08.07.07. (день шестой)
Утро суматошное, правда, несмотря на это, успели сходить на зарядку и хорошо позавтракать. Потом все разделились по экипажам, стали собирать вещи и относить катамараны и байдарки к месту отплытия. Это было немного тяжело, но мы справились. В нашей трехместной байдарке плыли я, Яша и Ирина Юрьевна. Сплав начался. Наша байдарка дежурная. Мы все плыли медленно, неторопливо, было прикольно раздавать прямо с байдарки всем обед: мы подплывали к каждому катамарану и байдарке и раздавали яблоки и печенье. А потом нужно было плыть быстрее, мы ведь дежурные, и найти место для высадки. Я гребла, наверное, не очень хорошо, и с тремя веслами было бы быстрее, но мне не дали, и я меняла Яшу или Ирину Юрьевну. Тяжеловато! Мы нашли место с Игорем и КЕТ. Развели костер, а воду набрали из реки с вкуснейшей водой – Каменки. Вкусно, сытно и много – вот так мы поужинали – ведь все устали. (Саша)
Сегодня мы должны отплывать. Так утро началось хорошо и весело, т.к. зарядку проводил Сергей, он показывал разные упражнения. Мы выполняли все под танец: «Дружно танцуем мы, тра-та-та, танец веселый наш - это лавата», при этом мы беремся за руки, локти, плечи, уши, колени, пятки. Было весело. Начали готовиться к сплаву, к нему мы подготовились, я считаю, хорошо. И вот мы на берегу, слушаем инструктаж по Т.Б. и отплываем. Я плыву в байдарке с Виктором Васильевичем. С ним очень интересно было плыть всю дорогу. Первое селение - Мартьяново - очень маленькое, дальше Камень Перевалочный с родником. Останавливаемся на ночлег. Оборудуем палаточный городок, и в круг – на ужин. Каша очень вкусная. В кругу подведение итогов. Всем очень понравился первый день сплава. (Катя)
Первый день сплава. Как только я уселась в байдарку, все мои страхи и сомнения остались позади. Наоборот, появился азарт, какая-то сила в руках, а в душе осталась красота реки Чусовой. Все древние корни ЧУ-СО-ВАЯ имеют значение «вода». Вода в кубе – вот что такое Чусовая. ЧУ – таинственная, давняя, спокойная, тихая, чуткая вода. СО – значение утеряно, а ВАЯ – сакральный смысл слова. Словом, плылось хорошо, дышалось и думалось еще лучше! Вечером – палаточный городок на берегу реки. (КЕТ)

09.07.07. (день седьмой)
Утром все встали очень быстро. Позавтракали и готовились к сплаву. И вот отплывает первая байдарка, а следом другие. Плыву и вижу скалы. Почти каждая скала имеет свое название. Они очень красивые. И тут мы нашли место для обеда. И нас настигла гроза, все дружно сообразили и поставили палатки. Обед был в палатках. После грозы мы поплыли до Илима. До Илима было плыть очень интересно, но словами не объяснишь. Когда мы съехали со стоянки, проплыв несколько км, мы всеми байдарками и катамаранами (всего 6 штук: 3 байды и 3 ката) соединились в ряд и такой «флотилией» плыли несколько километров. Было здорово! На Илиме мы поставили палатку и готовились к ужину. После ужина круг и отбой. (Катя)
Для меня утро началось встречей Светила. Ура, Солнце! Ура, новый день и новые приключения! Сначала Игорь усадил меня сзади, но я не готова быть рулевой, сразу вернулись всякие страхи и неуверенность, испортилось настроение, но потом мы снова вернулись на свои места. И я поняла причину нежелания сидеть сзади – я хотела быть первой, видеть Чусовую «глаза в глаза». Это необыкновенная река с насыщенной и интересной историей. На каждом повороте – памятник природы, а наш замечательный Виктор Васильевич рассказывал обо всем, что знает: например, о волоке и сволочах. В день прошли 27 км, попали под дождь, потом, соединившись, плыли все вместе – 6-ю плавсредствами. Правда, мне было не по себе, потому что я сидела в луже воды и без движения совсем замерзла. Когда мы снова разошлись, и Игорь по присущей его натуре жажде лидерства, вырвался вперед, красота открылась невиданная (если бы не комары, я бы о ней больше написала, но эти «звери» нас уже заели). Мы сейчас в Илиме. Подобное притягивает подобное – это космический закон! (КЕТ)

10.07.07. (день восьмой)
Сегодня замечательный день на Илиме! Ночью мы с Яшей дежурили у костра часа 2 под дождем. Интересный опыт. Утром мы умылись в росе - так здорово. Днем было интересное занятие по вязанию узлов, я научилась всем, надеюсь, в нужную минуту не забуду. А ближе к вечеру мы пошли на экскурсию. Мы увидели часовню Святой Троицы, старое православное кладбище, огромное поле ромашек и чудеснейший вид на Чусовую, где мы все дружно спели гимн России. А еще сегодня был замечательный полдник - шоколадка. (Саша)

11.07.07. (день девятый)
Мы прибыли на очередную стоянку. Я, Таня, Юля и Саша пошли осматривать окрестности, оказалось не зря. Мы познакомились с дедушкой историком-краеведом, он поведал нам об истории села. В 1750 году здесь была граница владений Грозного и Строганова. В 1768 армия Грозного захватила владения Строганова, он, решив отвоевать свое, послал к Грозному лучшего своего воина Кузьму Сулёмова, который героически погиб. Поэтому его село назвали его имением Сулём. Выпив по кружечки парного молочка, мы поплыли дальше. Доброго пути. (Оля)
Экстремальный день! Хотя начался довольно мило. Зарядка… Купание в росе… Собирание рюкзаков и вещей. Хорошее отплытие. Я и Яша в экипаже «Алая парусель». На так называемый обед мы остановились в селе Сулём, потому что там Виктор Васильевич купил молока, и мы сидели и пили прямо у реки. Потом я очутилась в экипаже «Первые», где капитан Никита. И здесь начинается самое интересное. Начинается дождь. Все сильнее и сильнее. Мы гребем. Все мокрые, даже дождевики не помогают. Сидеть становится мокро, я гребу стоя без «спасика» (это немного рискованно – я пару раз чуть не свалилась за борт). Мы гребем, нас догоняет последний кат и Оля с Таней на байдарке. А вот где все остальные: дежурная, Виктор Васильевич и «Алая парусель» - мы не знаем. Они пропустили договоренную остановку. Решаем плыть дальше, сцепившись катами, байдарка впереди. Нам становится ужасно смешно, прет психологическая разгрузка. Наконец-то впереди замаячили силуэты людей, хотя мы думаем, что это мираж. А это был экипаж «Алой парусели» на экстренной остановке. Они тоже в легкой панике. Дождь и не думает прекращаться. Решаем ставить палатки и ужинать. Потерявшиеся пока не обнаружились. Сейчас ложимся спать. Инструктора что-то решают. (Саша)
Сегодняшний день просто сумасшедший. Мне понравилось купаться в росе и плыть под дождем по реке. Ливень был сильнейший. Мы промокли до нитки и при этом еще и потерялись. У меня лично была паника. К тому же я упала в воду, когда выскакивала с катамарана, я провисала своим телом между берегом и катамараном, но не удержалась и свалилась. К тому же мы потеряли две байдарки с членами экспедиции. Они уплыли куда – то в неизвестном направлении. Теперь мы разбили палаточный городок и дожидаемся их возвращения. Сейчас лежим в палатке и хихикаем. (Настя)

12.07.07. (день десятый)

С утра так никто из пропавших не появился. Веселая зарядка для поднятия настроения, завтрак от Сергея, кстати, вкусно очень. Потом оперативные сборы: собрать палатку, положить вещи на катамараны, все хорошо укрыть тентами и т.д. Я опять-таки с «Алой паруселью». На этот раз мы устроили кардабалет на реке, нас веляло ужасно из стороны в сторону, видимо из-за волнения за соих. Плывем себе, плывем и видим каких-то людей. Подплываем. Ура! Да это же наши пропавшие!!! Радости нашей не было границ. Они остановились неподалеку от села Усть-Утка. Спасались от дождя под перевернутыми байдарками. Как спали, только один Бог знает. Инструктора давай разбираться как так получилось. А мы рассказываем в захлеб друг другу, что пережили. На этой стоянке мы были долго. Там и полдник был, и обед. И вещи свои успели высушить. А потом мы поплыли на катамаранах по городам: Североуральск, Уфа-Шегери, Екатеринбург – Заречный. Я б не сказала, что мы так дружно загребали. Танцевали по реке, как могли. Рассорились… Наверное нам просто грустно было, что вот-вот скоро наш великолепный сплав закончится. Да… Вот и деревня Харенки, доплываем до конца, высаживаемся. И все… А дальше разгрузка катов и байдарок, переноска их на место ночевки, готовка ужина и спать. Утром надо будет все это разобрать и утрамбовать в Димину машину. (Саша)

13.07.07. (день одиннадцатый)
Сегодняшний день мне очень понравился. Единственный минус – я не хотел оставаться на обед у Старых Харенок. Потом начался пеший переход от нашей стоянки до Старого Илима. В начале идти было тошно, все ныли, что хотят пить. Но постепенно становилось легче, когда Дима на машине забрал почти половину группы. Оставшиеся пошли бодрее, веселее, т.к. забрали основных нытиков, которые портили настрой команды. Когда оставалось идти 6 км, забрали еще 7 человек. Как не странно, из дозорных до конца пути прошел только я. И я не жалею, ведь эти 6 км были испытанием. Как только мы зашли в лес, на нас напали оводы, при чем в очень большом количестве. Во время нашего похода баня и палатка были почти готовы, что радовало. После нескольких минут разложения в палатке, мы пошли на очень вкусный ужин. А после ужина была походная баня, которая не хуже обычной. А дальше спать. (Яша)

14.07.07. (день двенадцатый)
Сегодня весь день сплю на Илиме. Решила восстанавливать силы. (КЕТ)
Сегодня весь день мы «лафу гоняли». Никто ничего не делал, все разлагались по палаткам, кроме дежурных конечно. Но я зря времени не теряла, хоть и тоже разлагалась, зато наладила контакты с участниками экспедиции. День подошел к концу и мы узнали, что завтра утром нас покидает группа из Уфа-Шигири, и поэтому на ужин у нас был торт, ммм… вкуснотища! Также у нас был вечерний костер - отлично. (Настя)
Самое интересное событие дня - это минипоход на огромную скалу. Вид оттуда обалденный… Красота… душа радуется. А вечером был вкуснейший Былинный торт. (Саша)

15.07.07. (день тринадцатый)
Еще один день разложения. Нас покинули наши друзья из Уфа-Шегери, классные ребята, попрощались с ними. Днем я пошла купаться в тайное место, одна, так здорово, чувствуешь себя прямо русалкой какой-то. (Саша)

16.07.07. (день четырнадцатый - последний)
Все утро собирались, обменивались телефонами, потом на автобусе до поселка Шаля, оттуда на электричке до Екатеринбурга. Всю дорогу все спали. Прощание было тяжелым. (Саша)